Дегтярева Елена Александровна Четверг, 14.12.2017, 19:50
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
» Меню сайта

» Категории раздела
Мои статьи [2]

Главная » Статьи » Мои статьи

Тренинг эффективного профессионально-педагогического общения.

Организация профессионального самовоспитания в области общения требует соблюдения следующих условий: серьезного отношения к занятиям; постоянного критического самоанализа;

систематической индивидуальной работы над собой; внимания к работе партнеров. Постарайтесь заинтересовать этой работой и своих коллег.

Система упражнений, направленных на овладение основами профессионально-педагогического общения, включает в себя два цикла:

1. Упражнения, направленные на практическое овладение эле­ментами педагогической коммуникации, способствующие разви­тию коммуникативных способностей, приобретению навыков управления общением.

2. Упражнения по овладению всей системой общения в задан­ной педагогической ситуации.

Для того чтобы тренинг был более продуктивен, полезно не­скольким учителям объединить свои усилия. Целесообразно со­здать межшкольный кружок или семинар

по педагогическому об­щению для молодых педагогов. В любом случае работать по пред­ложенной программе должен коллектив учителей, желательно под руководством опытного педагога.

Первый цикл.

Выработка умения органично и последовательно действовать в публичной обстановке. Войдите в воображаемый класс, открой те воображаемое окно, напишите на доске число, пройдите по классу, приготовьте воображаемые материалы, сядьте за стол;

откройте книгу или классный журнал; прикройте дверь; выйдите из класса. Повторите эти действия, меняя ритм: быстро войти, быстро пройти по аудитории и т. п. Постарайтесь найти наиболее подходящий вам ритм в процессе движения по классу: один ритм движения или быстрая смена ритмов и т. п. Смена ритмов должна быть оправдана содержанием текущей педагогической деятель­ности.

Те же упражнения, но уже с вводными (неожиданными) зада­ниями: сядьте за стол, откройте книгу; неожиданный стук в дверь—реагируйте и действуйте; вы пишете у доски, неожиданно открылось окно действуйте и т. п.

Формирование мышечной свободы в процессе педагогической деятельности. (Упражнение начинается с выявления зажатости.)

Согните и напрягите указательный палец руки, проверьте, как распределяется мышечная энергия, куда идет напряжение (в со­седние пальцы, в кисть, в локоть, в шею, напряглась ли другая рука); постарайтесь убрать излишнее напряжение—держите па­лец напряженным, но освободите шею, потом плечо, затем локоть, чтобы рука двигалась свободно, а палец оставался напряженным, освободите остальные пальцы, а указательный держите напря­женным.

Освобождение и постепенное зажатие мускулатуры. По счету до десяти освободите всю мускулатуру, начиная от головы и кон­чая пальцами ног, а затем зажмите ее. По счету до пяти освобо­дите всю мускулатуру, а затем напрягите ее (счет может быть произвольным). Расслабьте мышцы ног и так далее до головы, а затем напрягите все тело и опять расслабьте (сначала произволь­но, а затем на счет). Напрягите левую ногупроверьте, не на­пряглась ли правая, уберите излишнее напряжение в спине и других частях тела.

Упражнения на мышечное зажатие и освобождение выполня­ются на различный счет (20, 15, 10, 5).

Задержание и снятие напряжения. Зажать мышцы верхней части тела, задержать зажим, ослабить; по команде «раз»за­жим, по команде «два»расслабление; освободить все тело и зажать только одну группу мышц; сменить зажатую группу (но­гилевая, правая; Шея, голова, пальцывсе по очереди).

Упражнения можно выполнить в процессе ходьбы..

Снятие мышечного напряжения в процессе выполнения эле­ментарных педагогических действий. Войдите в воображаемый класс, подойдите к столу (проверяется зажатость мышц и снима­ется излишнее напряжение); пройдите по классу, сядьте за стол (проверьте и снимите излишнее напряжение), пишите за столом (снимается излишнее напряжение); пишите на доске, укрепите плакаты (снимите излишнее напряжение). Упражнения на снятие мышечного напряжения можно выполнять с вводными заданиями. Например: вы входите в класс, пишете у доски, шум на последней партереагируйте (проверьте мышечное напряжение при реак­ции, уберите излишний зажим); вы сидите за столом, читаете кни­гу или журнал, раздается стук в дверьреагируйте (снимите излишнее напряжение) и т. п. Войдите в класс, станьте перед уче­никами, проверьте, нет ли в мышцах излишнего напряжения, по­чувствуйте себя свободным и готовым к любым педагогическим действиям. Импровизируйте словами, действиями: пройдите меж­ду рядами, поправьте воображаемые тетради, учебники, которые неаккуратно лежат на партах (следите за излишним напряжением, пусть работают только те группы мышц, которые необходимы). Представьте, что вы находитесь в заполненном учениками поме­щениивы пришли в класс и до начала уроков решили сделать небольшую перестановку. Проделайте это так, как будто на са­мом деле: осмотрите класс, сориентируйтесь (снимите излишнее напряжение), дайте задания, следите, руководите, давайте оцен­ку проделанному; звонок, уроквы начинаете работу (снимите излишнее напряжение).

Одновременно проводится изучение особенностей физического аппарата и устранение недостатковнапряженности, расхлябан­ности, сутулости, угловатости, манерности и т. п. (за этими недо­статками педагог следит постоянно).

Достижение эмоционального благополучия в классе. Вы вхо­дите в воображаемый класс: постарайтесь еще за дверью почув­ствовать бодрость во всем теле. Входите в класс. Поищите удоб­ную позу и место в классе, если найденное положение не устраи­вает вас, перемените его. Не мешает ли вам что-нибудь? Рукиих некуда деть. Займите их чем-нибудь необходимым. Пройдите по классу, поищите удобный темп ходьбы, ритм. Нашли? Идите. А можно ли найти еще лучшее положение именно для вас? Ищи­те. Вы ходите, сложив руки за спиной, нет, так вам неудобнона груди; ищите. Удобная поза, наиболее свойственный вам темп движения будут способствовать вашему нормальному самочувст­вию в классе.

Развитие навыков произвольного внимания, наблюдательно­сти и сосредоточенности. Разговаривайте в роли педагога с кем-нибудь из коллег. При этом не теряйте из виду остальных (темы разговораимпровизационно-педагогические). И здесь могут да­ваться вводные задания.

Представьте, что выученики класса, слушайте команду;

встаньте в строй по росту, теперь встаньте в алфавитном порядке по фамилиям, затемпо именам. Теперь посмотрите на цвет во­лос друг друга. Запомнили? Встаньте по цвету волос: впереди самые темные и т. д.

Вы вошли в класс, и ваше внимание рассеялось; соберите его «по кругам» (К. С. Станиславский): сосредоточьтесь на каком-нибудь ученикеэто «малый круг» внимания, расширьте круг внимания до «среднего»группа учащихся; после этого можно организовывать «большой круг»весь класс. Как только почувствуете, что внимание рассеивается, начните все сначала. Это уп ражнение выполняется многократно с вводными заданиями. Оно помогает сформировать непрерывное, устойчивое внимание, на­выки перераспределения внимания, сосредоточения в общении.

Развитие простейших навыков общения. Войдите в воображае­мый класс и поздоровайтесь с учениками; войдите в класс и при­влеките к себе внимание без речевого общениясредствами ми­мики, пантомимики, зрения. Обратитесь к ученику, использовав разные приспособления (просьбу, требование, предупреждение, по­хвалу, юмор, вопрос, намек, приказ, пожелание и т. п.). Необ­ходимо найти не только нужные интонации, но и пластику мимико-пантомимического интонирования, правильное положение тела (по-прежнему необходимо следить за мышечной свободой и сни­мать излишнее мышечное напряжение). Найдите приспособления в неожиданных ситуациях (вы входите в классраздается смех).

Управление инициативой (по А. А. Леонтьеву). Вы ведете с кем-то разговор. Ваш собеседник держит нить разговора в своих руках (является в данный момент лидером контакта), вы сейчас пассивный участник разговораподдакиваете, подаете реплики и т. д. Постарайтесь перехватить инициативу, взять в свои руки лидерство. (Это удается не сразу; очень вероятно, что собеседник будет стремиться удержать лидерство за собой.)

Вы готовились к объяснению нового материала: в течение трех минут подумайте, с чего бы вы могли начать урок; начинайте объ­яснять урок с тем же выражением и эмоциональностью, как буд­то вы объясняете его классу.

Начните импровизационное объяснение нового материала или разговор с классом; имейте в виду, что на последней парте в третьем рядуозорники; разговаривая с классом, не теряйте их из виду.

Техника интонирования. Даются различные фразы и ставится задача произнести их с различными оттенками в зависимости от педагогической ситуации (фразы типа «кто дежурный?», «идите сюда», «выполнили ли задание?», «прошу внимания», «да», «будь­те добры» и т. п.).

Ведущий зачитывает часть психолого-педагогического рассказа и предлагает участникам закончить его сначала в словах, а за­тем в действии.


Определение и уточнение системы общения. Вы входите в класс, в котором у вас вчера был конфликт. Найдите правильную систему общения.

А вот какие упражнения предлагает А. А. Леонтьев: «Во время разговора заставьте себя не глядеть в глаза собеседнику (это крайне трудно). Постарайтесь осознать, в какие моменты разговора вам особенно хочется бросить на него взгляд. Вариант: все время глядите в глаза собеседнику и обратите внимание, когда вам особенно хочется отвести взгляд.

Почти наверняка среди ваших знакомых есть человек, вам не­приятный и находящийся с вами в натянутых отношениях. Заго­товив заранее естественную тему разговора, заставьте себя при встрече заговорить с ним первым.

В каждом классе у учителя есть симпатичные и несимпатич­ные ему учащиеся. Поставьте себе задачу: во время урока, класс­ного часа, любого другого общения с классом вступать в контакт исключительно (или преимущественно) с «несимпатичными». Когда вы научитесь контактировать с ними так же свободно и естественно, как с остальными, усложните задачу: попросите ва­шего коллегу прийти на ваш урок и постараться по вашему пове­дению понять, кто из учащихся вам особенно симпатичен или не­симпатичен (задачаон не должен суметь это определить)».

Поговорите с провинившимся учеником (ситуации придумыва­ют участники кружка в самых разнообразных психолого-педагоги­ческих срезах; в роли ученикатакже участники тренинга). На полезность таких упражнений в свое время указывал А. С. Ма­каренко. «Я представляю,писал он,что в педагогическом учеб­ном заведении нужно проделывать кое-какие упражнения... Пред­положим, мальчик украл три рубля, разговаривайте с ним. Мы будем слушать, как вы будете разговаривать... хорошо или плохо».

Развитие мимики, пантомимики. Занятия проводятся дома пе­ред зеркалом: изобразите удивление, волнение, гнев, смех, иро­нию и т. п. Эти задания полезны для передачи целесообразных педагогических переживаний.


Доречевое и речевое общение (осуществляется на уроке). Вой­дите в класс, сориентируйтесь в коммуникативной обстановке: по­старайтесь вспомнить предыдущую атмосферу общения, сосредо­точьте на себе внимание класса, осмотрите внимательно класс, как бы подготавливая каждого к общению, и начинайте непосред­ственное речевое воздействие.

Войдите в класс и мимическими и пантомимическими средствами постарайтесь установить эмоциональный контакт с ребя­тами.

Непосредственно перед уроком проведите коммуникативную настройку: вспомните класс,

свою систему общения с ним, особен­ности взаимоотношений с отдельными учащимися. Если чувство коммуникативной настроенности и готовности не появляется, пов­торите настройку, углубляя свои ощущения о предстоящем обще­нии с классом. Если настройка проведена, входите в класс и на­чинайте действовать.

Можно использовать также   упражнения,   предлагаемые А. А. Леонтьевым:

«...Вы входите на перемене в класс, где преподаете. Класс воз­бужден, внимание рассеяно. Заготовьте какую-нибудь информа­цию, которую вы обязательно должны сообщить (она не должна быть сама по себе эмоциональной и мотивационно сильной), и по­старайтесь сосредоточить на себе внимание всех. Если это не по­лучится сразу, понаблюдайте, как ведут себя в аналогичной си­туации ваши более опытные коллеги».

Выявление индивидуальных особенностей педагогического об­щения (поиск стиля общения). Полезны упражнения на опреде­ление стиля общения коллеги (по А. А. Леонтьеву). Посетите с кем-либо из коллег урок незнакомого вам и ему учителя, жела­тельно в другой школе. Независимо друг от друга охарактеризуй­те поведение этого учителя на уроке, пользуясь следующей схемой:

а) доброжелателен,   держится   ободряющенедоброжела­телен;

б) стимулирует инициативу, допускает выражение собственно­го мнения, свободное поведение учащихся авторитарен, третиру­ет учащихся, не терпит возражений, собственных мнений, свобод­ной манеры себя держать, одергивает и все время держит уче­ников под жестким контролем;

в) заинтересован, активен, выкладываетсябезразличен, себе на уме;

г) открыт, не боится открыто выражать свои чувства, показы­вать свои недостаткидумает только о престиже, носит маску, старается во что бы то ни стало держаться за свою социальную роль;

д) динамичен и гибок в общении, легко ...разрешает возникающие проблемы, тушит возможные конфликты не гибок, не видит проблем и не умеет заметить намечающегося конфликта;

е) вежлив и приветлив с учащимися, уважает их достоинство, индивидуализирует общение с различными учащимисяобща­ется только сверху вниз, одинаково со всеми, не дифференцируя своего общения;

ж) может поставить себя на место учащегося, взглянуть на проблему (конфликт) его глазами, создает у говорящего ученика чувство, что его правильно понимают,все видит только «со сво­ей колокольни», невнимателен к говорящему, создает у него ощу­щение, что его не понимают;

з) активен, все время находится в общении, держит класс в тонусепассивен, пускает общение на самотек.

Оцените эти стороны поведения учителя по пятибалльной си­стеме. Сравните оценки, выставленные вами и вашим коллегой. В случаях расхождения попытайтесь вместе вспомнить, какие от­дельные слова, поступки и т. д. привели вас и его к тому или ино­му мнению.

Изучение эмоциональных реакций детей для конкретизации специфики педагогического общения с ними.

Рассмотрение фотографий ребенка и эмоциональная иденти­фикация себя с ним для уточнения переживаний объекта воздей­ствия.

Разговаривая с детьми, попытайтесь эмоционально идентифи­цировать себя с ними, ощутить их чувства и переживания, оценить предположительно индивидуальные особенности детей и составить психолого-педагогнческую характеристику, которая затем сравни­вается с характеристикой классного руководителя.

Преодоление внушаемых характеристик по предъявленным фо­тографиям (на основе методики А. А. Бодалева). Сообщается, что будут показаны фотографии нескольких лиц, среди которых будет лишь один положительный человек. Необходимо определить, кто он. В ходе этих упражнений учатся преодолевать внушаемость и объективно интерпретировать внешность других людей.

Построение коммуникативных задач урока. Ведущий выдвига­ет педагогическую задачу урока, а участники поочередно предла­гают методические, а затем и коммуникативные средства ее ре­шения. К составленному конспекту урока предлагается составить коммуникативный план урока с указанием особенностей общения с классом в целом и с отдельными учащимися.

Техника и логика речи, ее выразительность и эмоциональность. Эти упражнения следует проводить по вполне доступным, издан­ным большими тиражами пособиям по основам выразительного чтения и ораторского искусства (Б. С. Найденов, Т. Ф. Завадская, Н. М. Соловьева, Н. Н. Шевелев).

Выразительное чтение. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов.—М., 1972; Апресян Г. 3. Ораторское искусство.—М., 1972; Нолсин Б. А. Основы советского ораторского искусства.М., 1973, и др.

Словесное педагогическое действие. Упражнения проводятся на основе общей методики выразительного чтения (см. указанные пособия), но включают в себя и дополнения: задание на обосно­вание какого-либо педагогического монолога (дается задание прочесть монолог и обосновать его целесообразность в данной си­туации) .

Образная передача информации. Сначала текст читает веду­щий, а участники рассказывают об особенностях собственного видения информации. Потом упражнения усложняются: каждому дается отрывок текста и ставится задача прочесть его, вызывая у себя внутренние видения. После выполнения упражнение обсуж­дается. Можно составить конспект урока (изложение нового ма­териала) и разработать к нему систему образных видений.

Упражнения на короткий диалог. Участники делятся на пары, в которых одинучитель, другойученик. Ведущий дает им те­мы для диалога на пять минут, затем они меняются ролями. Усложненный вариантведущий дает вводное задание, рассчи­танное на неподготовленное коммуникативное воздействие учи­теля.

Выбор жеста (см. указанные пособия по ораторскому искусст­ву). Даются задания на воспроизведение определенного жеста в конкретной ситуации, а затемустановка на расшифровку жеста. Объясните жест, нужен ли он при такой ситуации и т. п. Все делятся на пары, один ставит другому жесты, затем жест рас­шифровывается и участники меняются ролями.

Упражнение, рекомендуемое М. О. Кнебель, называется «зер­кало». Два человека становятся друг против друга. Один «смот­рит в зеркало», другой выполняет роль зеркала. «Зеркало» пов­торяет все движения смотрящегося.

Управление педагогическим общением. Представьте себе, что вы классный руководитель и вам необходимо сразу после уроков мобилизовать класс на сбор металлолома.

На школьном вечере ученица IX класса отказалась танцевать с одноклассником, ученица ответила на его приглашение грубопоговорите с ней.

Девятиклассник отказывается заниматься литературой: не учит материал, пропускает уроки, мотивируя тем, что он избрал себе в будущем техническую специальность и литература ему не нуж­на, вы стараетесь его переубедить.

На перемене старшеклассник обидел второклассника пого­ворите со старшеклассником.

Мобилизация творческого самочувствия перед общением с классом. Представьте себе, что вам надо давать урок по творче­ству Маяковского. Необходимо мобилизовать себя к уроку. Про­верим следующую схему. Пробегите мысленно конспект урока. Если не возникло желание преподавать эту тему, попытайтесь найти в теме, в плане урока что-нибудь привлекательное для вас. А теперь представьте себе класс. Вот вы входите, начинаете го­ворить... После того как мысленно воспроизведена общая логика стимулирования творческого самочувствия перед уроком, предла­гается проиграть все это.

Учитель должен «владеть своим вдохновением» (К. С, Стани­славский). Представьте, что сегодня у вас нет желания давать урок. Мобилизуйте свое творческое самочувствие перед общением, действуйте в ситуации «если бы»: «Если бы я был в хорошем на­строении, я торопился бы в класс» и т. п. Почувствуйте потреб­ность в энергичном движении, ускорьте шаг, вы в хорошем на­строении, у вас много педагогических планов, рука ощущает тяжесть портфеля, в нем хорошие учебные пособия. Вы идете по коридору, улыбнитесь доброжелательно детям, вспомните инте­ресные, привлекательные для вас моменты будущего урока... вой­дите в класс, начинайте урок. Эти задания сопровождаются кон­тролем за мышечным напряжением. Упражнение продолжается на нескольких занятиях и предлагается в качестве систематиче­ской самостоятельной работы над собой. Участникам предлагает­ся составить конспект урока дома, а на занятиях, опираясь на этот конспект, вызвать в себе творческое самочувствие и начать урок в хорошем, продуктивном состоянии.


Второй цикл тренингаобучение целостному процессу педагогического общения.

В этой группе упражнений можно выделить две большие подгруппы.

1. Действия в типичных ситуациях: упражнения на развитие умений наблюдать, выделять главное и существенное, вдумчиво подходить к оценке, анализу и решению любого педагогического факта; упражнения на действия в типичных педагогических си­туациях сообразно условиям педагогической деятельности.

Наблюдение за работой учителей. Пронаблюдайте за тем, как ваш коллега учитывает особенности восприятия познавательного материала учащимися данного возраста на уроке, как он исполь­зует запланированные методы.

Проанализируйте логику решения целей урока, какие приемы общения использует учитель и насколько они адекватны методике преподавания и методической структуре воздействия в целом.

Сравните план урока и процесс его непосредственного разви­тия, найдите отклонения, определите, насколько соответствует 'запланированным методам система общения на уроке. Попытай­тесь определить стиль общения педагога с классом и степень уп­равления им педагогическим общением.

Попытайтесь определить настроение учителя на уроке и его возможности в управлении своим самочувствием.

Попытайтесь определить элементы целесообразного педагоги­ческого переживания в общении на уроке.

Эти наблюдения проводятся непосредственно в школе, но мож­но использовать и специально отснятые кинофрагменты. В этот же раздел мы включили занятия по развитию навыков педагогической наблюдательности, педагогического зрения и внимания при наблю­дении. Можно проводить все эти упражнения в одном и том же классе, так как лучшее знание учащихся поможет понять целе­направленность действий учителя, способствует устранению шаб­лона в педагогической деятельности. Полезно посещать уроки разных учителей. Это дает возможность выявить особенности «пе­дагогического почерка» учителя, его творческую педагогическую индивидуальность.

Тренировка педагогической наблюдательности.

Определите эмоциональное состояние ребенка по снимкам (на фотографии изображены различные эмоциональные состоянияудовольствие, смущение при затруднении, состояние эмоциональ­ного конфликта, возбуждения, неудачи, хитрости, розыгрыша и т. п.); определите эмоциональное состояние детей с помощью фотографий и специального меняющегося текста, прилагаемого к снимкам; определите эмоциональное состояние группы детей, эмоциональное состояние класса во время урока, эмоциональное состояние отдельных учащихся. Сопоставьте свои наблюдения с информацией классного руководителя.

Выявление и решение педагогической задачи:

а) Развитие умений выделять в процессе урока конкретные моменты, требующие вмешательства учителя. Например, наблю­дая за учеником Н., зафиксируйте все случаи, когда он отвлекал­ся, когда работал наиболее интенсивно.

Пронаблюдайте за активностью учащихся при объяснении но­вого материала. Постарайтесь по их внешнему виду определить,. как они усвоили новый материал. Все ли учащиеся работали оди­наково активно? Кто был менее активен, на каких этапах урока? Соответствуют ли план урока и методика возможностям данного класса?

б) Развитие умений оценить свои действия. Какие ваши дейст­вия привели к разрешению (неразрешению) педагогической зада­чи? Проанализируйте свои запланированные и импровизационные действия на уроке, приспособления, использованные при общении. Выделите положительное и спорное в вашей методике педагоги­ческого общения. Дайте целостный коммуникативный анализ урока (стадии общения, система приспособлений, решение неожидан­но возникающих коммуникативных задач, стиль общения, соответ­ствие стиля общения состоянию класса, опора на коммуникатив­ную атмосферу предыдущего урока и т. п.).

Проследите, всегда ли методика педагогического воздействия соответствует структуре вашего общения с классом.

в) Анализ педагогической задачи и действий учителя при ее решении. Упражнения могут выглядеть так: на уроке установите, отвлекался ли ученик Н., когда и почему? Вовремя ли вы обра­тили внимание на этого ученика и какими способами решили воз­никшую задачу? Чувствовалось ли соответствие педагогической и коммуникативной задач? Чем вы руководствовались в выборе спо­собов воздействия? Можно ли было предотвратить возникшую за­дачу и как? Существуют ли другие способы решения данной педа­гогической задачи? Какие? Обоснуйте их.

г) Решение педагогических задач с целевыми установками. Участникам предлагаются конкретные педагогические ситуации, ставится цель проанализировать причины их возникновения и от­ветить на вопрос, как бы они вели себя в аналогичной ситуации'. Особое внимание следует обратить на развитие умений найти и сформулировать педагогическую задачу, представить в общем ви­де ее решение, разделить ее на более частные подзадачи, найти оптимальный вариант решения.

Более усложненными упражнениями являются инсценирован­ные педагогические задачи:

сделайте замечание ученику;

поговорите с учеником, не выполнившим домашнее задание}

сделайте короткое внушение нарушителю дисциплины;

прокомментируйте какую-либо отметку.

Эти упражнения развивают навыки неподготовленной коммуникации, формируют привычные педагогические действия, ощущение эмоционального благополучия в процессе педагогического об­щения.

д) Действия учителя в предлагаемых обстоятельствах. Напри­мер, спрашивая ученика Н., вы выяснили, что домашнее задание он выполнил недобросовестно. После школы он остается один. Мать работает. Отец в длительной командировке. Выберите систему коммуникативного воздействия.

Для выбора педагогической ситуации можно использовать ра­нее указанные педагогические задачники, а также материалы уро­ков, педагогической и художественной литературы, детских и юно­шеских фильмов.

Занятия по действию в предлагаемых обстоятельствах предполагают, с одной стороны, выбор верной методики педагогиче­ского воздействия, а с другой умение, используя тот или иной метод, найти верную систему коммуникативных средств для его реализации, верный тон для работы с учащимися.

На отдельные занятия следует приглашать опытных педагогов, классных руководителей, использовать магнитофонные записи уро­ков, кинофильмы.

Непосредственно следующее за исполнением обсуждение моти­вов поведения, топа, мимики и т. д. дает возможность прямо на занятии внести определенные коррективы в деятельность учителей. Беседы можно записывать на пленку, с тем чтобы вернуться к ним спустя длительное время.

е) Инсценированные педагогические задачи с вводными. По­добные упражнения способствуют развитию внутренней собран­ности, решительности, навыков проектирования и моделирования предстоящей деятельности, готовности к преодолению неожидан­ных трудностей и решению непредвиденных педагогических за­дач. Кроме того, эти упражнения развивают воображение, интуи­цию, тренируют умение выражать педагогически целесообразное чувство.

Вот возможные типы упражнений:

вызовите ученика спокойно;

вызовите ученика весело, жизнерадостно;

вызовите ученика равнодушно;

вызовите ученика доброжелательно;

вызовите ученика с юмором;

вызовите ученика с иронией и т. п.;

войдите в класс и поговорите с тремя учениками с разными эмоциональными нагрузками.

Учитывая, что важнейшим компонентом педагогического ма стерства является правильный выбор методик, мы ввели в систему упражнений инсценирование педагогического требования .



Категория: Мои статьи | Добавил: LEA (30.10.2011)
Просмотров: 8945 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
» Сайт существует


Degtyareva Elena © 2017
Конструктор сайтов - uCoz